Главная · Статьи · Доска объявлений · Форум · Написать нам · Ссылки Thursday, January 03, 2008
Навигация
Главная
Статьи
Статьи
Загрузка файлов
Загрузка файлов
Доска объявлений
Правила
Доска объявлений
Обратная связь
Форум
Написать нам
Поиск по сайту
Поиск
Ссылки
Ссылки

Баннерная сеть "Россия Православная"


Ваш IP адрес

Заметили ошибку?

Богослужебное пение и церковное предание

Церковный человек потому так и именуется, что мыслит обо всем не от себя, но церковно-объективным разумением вселенского Православного опыта — Предания. Собственно тот, кто, особенно о предметах веры, мыслит по-своему, пренебрегая Преданием, уже не есть православный, но протестант. Так вот, взгляд на нынешние проблемы, в частности церковного искусства, у нас в основном протестантский. Первой и последней инстанцией в суждении и оценке искусства является индивидуальное мнение «Мне нравится», или «Мне не нравится». Почему то если с этой оценкой «нравится-не нравится» кто-то подходит к такому творению, как, например, Литургия Иоанна Златоуста или к догмату иконопочитания, мы называем таковых еретиками. Если и дальше идти путем протестантского мышления, то можно прийти к еще более беспримерным результатам, сказав, например, что «мне не нравится утвержденный Церковью на Вселенском Соборе канон Священного Писания, и не потому, что я глубоко и основательно изучал этот вопрос, а потому лишь, что у меня есть на этот счет свое мнение...».

Основой вероучения Православной Церкви является Священное Предание. Священное Церковное Предание есть вселенский максимальный опыт богообщения и богопознания, который передавался устно от Апостолов и развивался, а позже записывался, приобретая уже статус документа, обладающего общецерковным высоким авторитетом. К таким документам, богослужебным, богословским и чисто историческим. Церковь всегда прибегает для разрешения спорных вопросов.

По этим самым документам Предания мы можем проследить развитие и церковного искусства. Каждый вид искусства имеет свое начало, путь развития и расцвет. Так, например, из вполне реалистических раннехристианских изображений постепенно развивается глубокая богословско-иконописная система, благодаря которой в одной композиции, не нарушая ее, стало возможно изображать не только внешний вид события или портрет святого, но и невидимый смысл со всеми символами и атрибутами. Также появилась возможность изображения как бы в других плоскостях разновременных событий и событий невидимого мира, сопровождающих главный сюжет иконы. Кроме устного иконописного Предания, Церковь использует также древние и более современные канонические образцы и прориси, которые уже являются документом Церковного Предания. Попытка изображения всех этих вышеперечисленных иконописных элементов средствами западноевропейской живописи неизбежно приводит к абсурду. Именно поэтому стиль западноевропейской живописи, преобладающий сейчас в наших храмах, совершенно неприемлем. Стоит заострить внимание на более глубоких причинах несоответствия западных форм искусства духу Церковного Предания Православной Церкви. Истинным церковное искусство может быть лишь в том случае, если оно рождается сотворчеством Святого Духа и человека. К тому времени, когда наша Церковь позаимствовала у запада формы искусства, западная церковь уже давно отпала от Тела Христова и не могла предложить ничего, кроме творчества чисто человеческого, душевного, плотского. Поэтому стиль современного церковного пения и храмовой живописи своим реалистическим примитивизмом лишь профанирует богослужебное пение и иконопись. Если даже не принимать тех революционных методов, которыми внедрялся западно-светский стиль в нашей Церкви, совершенно очевидно его несоответствие ни форме, ни духу Церковного Предания.

К 8-му веку вполне оформляется система осмогласия, восьми поэтическо-певческих, ладово-мелодических систем, с разных сторон максимально воздействующих на умственно-сердечное восприятие молящегося человека. К 12-14 векам на Христианском Востоке осмогласие, развиваясь, обрело такой масштаб и такую глубину, которые в богословско-молитвенном отношении могут быть сравнимы лишь с иконописью того же времени, а главное, с глубиной аскетического подвига. Богословие, молитвенный подвиг, икона и пение, — составные части единого целого.

В нашей Церкви расцвет богослужебного пения в 16-17 веках трагически совпал с началом вытеснения церковной системы пения со стороны западно-светского музицирования. Рожденная Преданием, по крупицам собранная молитвенным духом и подвигом всех поколений святых подвижников, максимально разработанная и выверенная система церковного осмогласия нивелировалась у нас до исполнения изуродованных г-ном Бахметьевым кратких гласовых напевок на текст «Господи воззвах». Страшно сказать, но это практически все, что осталось от осмогласия. Нет осмогласия — нет и церковного пения. А ведь Церковь обладает немалым количеством рукописей и изданий, в певческих знаках запечатлевших мелодическую молитву поколений Преподобных. Способ исполнения стихир подразделяется на будничный — простой и праздничный — великораспевный. Распеты: неизменяемые песнопения суточного круга, Октоих, Двунадесятые праздники, Триоди, Праздники великих святых, Ирмологий. Все эти рукописи, как и иконописные образцы и прориси — не что иное, как документ Церковного Предания, — первое и последнее авторитетное слово в спорных вопросах. Казалось бы, проблема проста, просто и должна разрешаться. Да и что же может быть проще? Зри Церковное Предание и поступай такожде.

Нет сейчас надобности углубленно рассматривать превосходство в отношении каноничности, а значит душеполезности церковного распева над партесным сочинением и иконы над реалистическим живописным полотном. Этому посвящены многотомные известные труды серьезных исследователей, которые нынче доступны. Зато есть смысл проследить ту непоследовательность в мыслях и действиях, которую мы допускаем, когда речь заходит о возрождении в нашей Церкви церковных же традиций и об удалении из нее обычаев, чуждых ей, но ставших столь привычными нашей расслабленной душе. Возрождение церковных традиций в искусстве встречает на пути две основные проблемы. Это восприятие церковного распева в его чистом виде и его исполнение.

Можно много и долго исследовать состояние богослужебно-певческого дела на наших приходах и, наконец, определить его, как малоудовлетворительное. Церковно-певческие коллективы бывают трех типов. Первый — профессиональный, но по составу певчих нецерковный. Второй — состоит из людей церковных, но принадлежность к музыке и пению часто ограничивается у них только лишь наличием относительного голоса и относительного слуха. И, наконец, третий тип, встречающийся крайне редко — хор и церковен, и профессионален. Бывают и промежуточные формы. Певчие первого типа любят исполнять сложную музыку, как кто-то сказал «вещи позабористее», но им совершенно нет дела до ее церковности и молитвенности своего исполнения. Да кстати, у таких певчих часто бывают сбои со вкусом — сказывается отсутствие симбиоза музыкальности с церковностью. Правда, многих городских настоятелей такие хоры устраивают: «Пусть хоть кто, лишь бы хорошо пели». Хотя вряд ли человек, зашедший помолиться, разделит это мнение. Некоторые батюшки ратуют за второй тип, говоря: «Пусть они поют простое, но делают это с отношением, подобающим людям церковным». С одной стороны, такой подход более верен, но когда в течение службы ты вынужден слушать все интонационно-тембровые «прелести» непрофессионального хора, то начинаешь уже сомневаться в правильности и этого мнения. Вдобавок к проблематичному исполнению сильно удручает, споря с христианской совестью, и сам репертуар такого хора. Ужасающие «прозвища» песнопений: «Качалочка», «Птичка», «Колокольчик», «Малиновка» полностью соответствуют примитивности музыкального содержания данных опусов и самым чудовищным образом не соответствуют высокому богословскому смыслу и слогу распеваемого текста. Такая музыка просто кощунствует над текстом.

Страница 1 из 2 1 2 >
Комментарии
Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста залогиньтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, залогиньтесь или зарегистрируйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.
Regentjob Team 2007

удаленная проверка сервера uptime российских хостеров